Сайт переехал на новый адрес. Перейти на эту же страницу на новом сайте( возможно информация там актуальней!)?

 

Глава 4. Одноглазые боги

© Александр Дмитриев

перейти к содержанию книги

перейти к содержанию раздела "Краеведение"

Знаю я, Один , где глаз твой спрятан:

скрыт он в источнике славном Мимира!»

Старшая Эдда.

(Один – верховный бог, имя произносится с ударением на «о».)

 

Только разобрались с хромоногостью, и вот, оказывается, и с глазами не все в порядке у богов. Мы уже видели, что одноглазы сверх-люди, чудовища ракшасы. Одноглаз Циклоп. Нарты рассказывают о кривом Уаиге. Уаиг или Ваюг – древнее чудище, демон, который тоже поедает людей. Слепа баба-яга. Эскимосы представляли молнию, падающую с неба, в виде одноглазого человека (обратим на этот образ особое внимание!). Самого Бога-Отца, Саваофа, изображают как треугольник – символ триединого воплощения и божьего глаза, смотрящего с высоты. Слеп «жмурка», приходящий из того мира, как и баба-яга, которая не видит Ивана сначала, а «чует» его по «живому духу».

У греков представление о трех сестрах-горгонах тоже донесли до нас это звено цепи. Три сестры-горгоны: Сфено (могучая), Эвриале (хорошо прыгающая) и Медуза (властительная) имели каждая только по одному глазу. Зато какому! Медуза своим взглядом обращала человека в камень. Кстати, эти горгоны пили человеческую кровь вместо еды… Звали их еще «граями», то есть вещими старухами… Ничего не напоминает? Что означает «граять»? Это означает «каркать», это вороний крик. Конечно же, если даже в описании внешности старух-кровоедов у древних греков элемент крылатой женщины истерся и пропал в потоках времени, в названии остались отзвуки их крылатости. (Японцы бы, конечно, сохранили в иероглифе элемент «крылья» или «ворон»).

Об одноглазых демонах рассказывают в Сибири, в Индии, в Иране… Чаще всего один глаз обладает удивительными свойствами: он может убивать, исторгать пламя или свечение, поражать человека насмерть.

У индийцев третий глаз рисуется до сих пор на лбу у женщин. (Заметим, не у мужчин. Кстати, когда муж умирает, индианка «смазывает» нарисованный третий глаз. Так, по смазанному пятну – как бы закрытому третьему глазу – можно отличить вдову от замужней женщины. ).
Великий Шива тоже использовал третий глаз. Согласно индийским сказаниям он уничтожил бога любви Каму – открыл третий глаз и спалил в пепел бедного бога, или как выразились индийцы «вернул ему первоначальную сущность».

Когда закончится четвертая юга по древней индийской мифологии, верховное существо тоже откроет свой третий глаз и вся вселенная погибнет в пламени…

Как мы видим, свойство этого одного глаза убивать – обязательный элемент цепи. Если хромоногость – признак перехода границы, знак избранности, то один глаз – это признак обладания сверхъестественной силы, силы убивать.

Пока у нас еще не цепь, а многие элементы, обрывки. Надо бы соединить их как они были соединены прежде. Однако, согласитесь, на многое теперь мы взглянем другими глазами. Вспомним текст из бушменских сказок… Только я подчеркну элементы, звенья цепи, которые мы уже нашли…

"Существует некто с одним огненным глазом, это существо летает ночью и ползает по земле (змея?), держа одну руку кверху. Оно выдавливает из людей дыхание, оставляя лишь мертвые тела. Это людоед. Кагн запретил, чтобы его имя часто упоминалось. Его имя – Кадинтаа."

Может быть, теперь он не кажется уже таким странным? И начинает становиться понятным, почему передачу этого знания посчитали бушмены важным, важнее умения строить мосты?

 

Отступление 4

Донбеттыры

 

Как проследить родство народов? Один из путей – проследить изменения и различия, а также сходства в языках. Вот, что получается с индоевропейскими народами (Приношу извинения авторам этой схемы – забыл, откуда срисовал ее и не могу указать, кто ее создал) :

Можно действовать по-другому, например, исследовать найденные в раскопках предметы и исследовать их дизайн, назначение… А можно изучать названия местностей. Этим занимается наука топонимика. Дело в том, что названия местностей чаще всего существуют очень долго, и сохраняют память о народах, которые жили когда-то в данном месте.

Ученые до сих пор не могут достичь согласия в вопросе, где же прародина индоевропейцев… Называют различные места. Мне кажется наиболее вероятным область выше Черного моря, Украина, степи вверх на север до самого Новгорода. В деревнях под Великим Новгородом до сих пор употребляют слова – чистый санскрит. Если я скажу «горсть песка», то где-нибудь в Угловке скажут «пясть». В современном языке сохранилось «запястье» - место «за пястью». А вот жители Угловки пользуются древним санскритским словом «пясть» (обозначающее «пять», «пятерня») и в ус не дуют. Дождик у них «пызганит», а ветер «вует» (Вий? Ваю? Уаиг? Слышите?)… Дощатые настилы на поверхности озера – «лавы»… У нас сохранилось это древнее слово только в слове «лавка».

Есть такой закон, если я не ошибаюсь, его открыли Геккель и Мюллер, он так и называется «закон Геккеля-Мюллера». В нем говориться о том, что более древние слова (а также гены в популяции, в населении) вытесняются со временем на окраины. То есть в региональных, областных диалектах должны сохраняться древние слова. Точно также сохраняются (особенно в изолированных районах, труднодоступных) более древние «модели» людей, лиц, строение черепов… Также действует одновременно генетический закон, согласно которому при длительном «внутреннем» смешивании, когда жители одной местности в течении долгого времени (столетия, тысячелетия) женятся и выходят замуж только между собой. Когда нет притока «свежей крови». Тогда постепенно «всплывают» рецессивные гены, то есть светлеют глаза, становятся белыми волосы… Недаром и у армян, и у китайцев, и у других народов – в основной массе с черными волосами и карими глазами - есть легенды о «белокурых» и синеглазых представителях их населения. Действительно, такие попадаются. Скажем, не редкость – рыжий грузин, довольно забавное сочетание…

К чему я это рассказываю: в таких изолированных местностях должны были сохраниться и наиболее древние сказания. Поэтому сказания нартов, славян из новгородских чащоб, карпатские сказки для меня представляли наибольший интерес.

А почему же я выделил именно Украинские степи, Малороссию?

Попробуйте выписать названия рек, протекающих через Украину и прилегающие территории. Интересная вырисовывается картина…

Дон, Днепр, Днестр, Десна, Дунай, Донец … Не слишком ли созвучны названия? «Дн» встречается в каждом слове.

А как называется собственно русло реки в нашем языке, не задумывались? То место, где сама вода протекает? «Дно». Похоже?

Наверное, наши древние предки, называя с разными вариациями реки, имели в виду просто слово «река». Потом, со временем, названия эти изменились каждое понемногу, и стали «днепрами» и «дунаями». А сначала было просто «дно», «река». Вот «река», говорили наши предки указывая на реку без названия, и называли ее «река»… или на их древнем языке «дно» И селились и жили на ее берегах. Себя они, наверное, называли как называли себя предки осетин (нартов), древнейшего индоевропейского осколка, сохранившегося на Кавказе – донбеттырами, то есть речными богатырями. И русскому человеку, славянину, понятно это древнее слово. Донбеттыр – богатырь дна, богатырь живущий около реки.

 

Конец отступления

 

Итак, вернемся к одноглазым богам. Самое интересное, что этот «один» глаз, скорее всего, не имеет отношение к тем реальным глазам, которые имеет каждый здоровый человек. Из поверий индийцев видно, что этот глаз – особенный. Это глаз, из которого вылетает огонь и который может убивать взглядом. Отметим эту важную особенность.

 

«И там на хрустальном трое увидел он Трехглазого с трезубцем в руке… »

Из описания встречи Сурьяпрабхи с Шивой, трехглазым также был Херамбу со слоновьей головой, хранитель верхнего мира

(Сомадева. Океан сказаний. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, Москва, 1982, стр. 209)

 

За внешним обликом, полагали вероятно наши предки, скрывается божественная (демоническая) сущность жителей верхних и нижних миров. Как за маской скрывается за ней непознаваемая сила, увидев которую, умирает человек. Сущность эта непознаваемая, и ее даже нельзя называть. Кто сумеет назвать ее, станет равен божеству сам. С этим связан и запрет на произнесение имени бога у многих народов. Запрещено упоминать имя божье в Библии, запрещают упоминать имя божье бушмены. Евреи полагали, что имя верховного бога вообще нельзя произнести, оно зашифровывалось четырьмя буквами (греки поэтому называли его «Тетраграммон», или «Четырехбуквенный»). В Библии верховный бог вообще выступает под разными именами – например, Ягве (в славянском древнем переводе ставшие Иеговой), Элохим… Тому есть разные причины, но это другая, хотя и очень интересная история по исследованию библейского текста. Важно, что и у библейского ветхозаветного бога взгляд особенный, особенный настолько, что если человек посмотрит на бога, он может умереть. Недаром Моисей при встрече с богом на Синайской горе, где получал десять заповедей на каменных скрижалях, не мог смотреть на Него… Бог говорил из огненного облака, так что удивлялись израильтяне, «есть ли какая плоть, которая слышала бы глаз Бога живого, говорящено из среды огня, как мы, и осталась жива?» (Второзаконие, гл. 5, ст. 26)

Но и Моисей видел Господа только сзади. Вот, что сказал Господь, согласно Библии, Моисею:

«…лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых… когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь меня сзади, а лице Мое не будет видимо.» (Исход, гл. 33, ст. 20-23.)

Еще один эпизод, описанный в Библии сохранил для нас отголосок веры в то, что взгляд Господа или взгляд на него убивает человека. У израильтян был специально сделанный деревянный ковчег, «ящик », который они носили с собой и где обитал Господь. Например, вокруг Иерихона ходили с ковчегом перед тем, как семь священников затрубили в трубы и весь народ воскликнул громко – и упали стены… Когда враги израильтян в другом рассказе из Библии пожелали заглянуть в ковчег, то все, взглянувшие в ковчег, попадали замертво… (Описание того, как изготовить ковчег, дается в книге Исход, гл. 25-26. Делался из чистого золота, серебра, дерева ситтим, шерсти, виссона, кожи, меди. Только на светильник должен был уйти талант серебра…)

Так, страшен взгляд верховного существа. Страшно смотреть на него. Это равносильно смерти…

Итак, существо из другого мира убивает взглядом. Огонь выходит из его глаза, а может быть, на него просто достаточно взглянуть – и смерть.

Мы начали свое расследование в этой главе, заметив странности со взглядом у существ из иного мира. И обнаружили интересное поверье, обрывок цепи…

Не много ли у нас обрывков?

Наверное еще нет. Мы сейчас вернемся к змее. Слишком уж многогранный это персонаж в большинстве верований… Всегда «плохой», всегда в «оппозиции»… Между тем, люди поклонялись змеям. Опять же, драконы… Ну что, вперед?
 

 

перейти к содержанию книги

перейти к содержанию раздела "Краеведение"


Если Вам известны древние легенды, обряды или обычаи и Вы можете рассказать о них: свяжитесь с автором книги (admitriev (ат) ru.ibm.com) или автором сайта

 

Hosted by uCoz