Сайт переехал на новый адрес. Перейти на эту же страницу на новом сайте( возможно информация там актуальней!)?
|
В.Б. Виноградов Средняя Кубань. Земляки и соседи.Евреи
История и этнография евреев Восточной Европы и Кавказа известны и сегодня далеко недостаточно. Больше того, в их освещении возникает, порой, досадная путаница, которая отчасти проистекает по причине смешивания понятий о двух основных этнических группах: горских и европейских евреев. «Термин «еврей» в русском языке происходит от древнееврейского искаженного «ирби» или «иврим», то есть «пришельцы», «пришедшие из другой страны». Генетически это слово библейская традиция производит от Эберра, легендарного их родоначальника. Иногда к евреям применяют и другой термин — «иудей», житель Иудейского царства XI—X века до новой эры Современные евреи — это общее этническое название народностей, исторически восходящих к древним евреям» (Ки-рей Н. Евреи на путях истории // Кубань. 1988. № 10. С. 81). Горские евреи (самоназвание — джухур) сильно отличаются от основной массы своего народа. Они — потомки древних обитателей Кавказа, задолго до новой эры поселившиеся на территории Южного Азербайджана, где восприняли татский язык, принадлежащий к иранской (персидской) языковой группе языков, но сохранили иудейскую религию. Оттуда они в середине I тысячелетия новой эры расселились по Прикаспийской низменности (особенно в границах Дагестана), проникая во все без исключения области Северного Кавказа, в том числе и на Кубань. Здесь они жили разбросано и в небольшом количестве (включая горские аулы Закубанья), но оставили свой самобытный вклад в региональной истории и культуре, который сейчас начинает изучаться, опираясь на тра-дции, заложенные еще в конце минувшего века в статьях академика В. Ф. Миллера (см.: Мелпкян Н. А. Историко-этнографиечекие проблемы изучения горских евреев Кавказа // Археология и краеведение Кубани. Материалы Второй межвузовской студенческой научной конференции. Армавир. 1994. С. 28—29). Письменные источники, связанные с историей Кубани средневековой эпохи, фиксируют пребывание евреев среди торговых слоев Тмутараканского княжества и генуэзских колоний, а знакомство местного населения с иудаизмом — начиная со времен Хазарского каганата. В эпоху разделов Польши (1772, 1793, 1795 годы) европейские евреи (так называемые ашкеназы) появились в массе в пределах России. Тогда же российская научная литература заимствовала из польского языка слово «жид». Оно употреблялось повсеместно как вполне литературное понятие, связанное с термином «иудей» (подобно «юде» у немцев, «джуши» — у англичан, «жюиф» — у французов) Оно вполне правомерно и сохранилось в современном польском языке. Но впоследствии в России слово «жид» стало рассматриваться и употребляться обывателями как оскорбительное, насмешливое. Проникновение евреев на Кавказ началось после окончания «Кавказской войны», но резко усилилось с рубежа XIX—XX веков, когда границы ранее установленной «черты оседлости» стали все более прозрачны, а затем и вовсе условны. Некоторые черты их истории, культуры и быта были освещены в дореволюционной периодике плодовитым публицистом Иудой Черным, который уже тогда приметил важную особенность: евреи всех этнических «колен» (включая, между прочим, и выходивших на Кубань представителей грузинских евреев — эбраэли) предпочитали селиться в городах и наиболее крупных селах,; причем небольшими группами. Армавир в этом смысле не составил исключения. Евреев в нем было немного (не более 0,4% от общего числа жителей, а это значит 250—270 человек), но их роль в сельско-городской жизни была весьма заметна. Еврейская община имела в Армавире иудейский молитвенный дом и синагогу. Здание молельни сохранилось до сего дня по улице Свердлова № 64. Оно — памятник архитектуры нашего города. Крыльцо дома украшено скульптурами атлантов, над входом до недавнего времени располагалась шестиугольная звезда (звезда Давида) и большой четырехгранный купол, к сожалению уничтоженные. На месте синагоги выстроен жилой дом по улице Ленина № 64. Иудейский молитвенный дом принадлежал Михаилу Семеновичу Шепетковскому — активному члену Общества домовладельцев Армавира. В его квартирах обитали также евреи, в том числе весьма состоятельный гражданин Иошия-Зелик Иудович Левин, претерпевший от красноармейских «экспроприаторов» в 1918 году немалые материальные потери. Синагогой на последнем этапе ее функционирования «заведовал» Давид Соломонович Гудзенко, по роду светских занятий — скрипач. В годы Первой мировой войны в Армавире действовало общество помощи беженцам-евреям. Городская община, испытав на себе черносотенные погромы 1905 года (единственные, кстати сказать, на Кубани) приветствовала Февральскую революцию 1917 года и путем деятельной подписки на «Заем свободы» энергично поддержала Временное правительство, собрав 330 тысяч рублей, что газета «Отклики Кавказа» назвала «солидной суммой» (№ 91 за 1917 год). Известной особенностью статуса евреев в дореволюционном Армавире было то, что они не играли заметной роли в торговле, составляя, вместе с тем, ощутимый пласт среди городской интеллигенции — врачей, аптекарей, чиновников и т. п. Врачами, например, были Любовь Евсеевна Гершуни, В. Д. Самуильсон (владелец «Лечебницы женских болезней и родовспомогательного приюта»), Мария Борисовна Фирлеевич, Григорий Леонтьевич Вердичевский (видный армавирский меньшевик, гласный Городской Думы 1915, 1919 годов), Акиба Наумович Данциг (член комитета Общества попечения о детях) и его жена Ида Юльевна Мендельтам; Ф. И. Юдкевич, С. А. Эйгенсон (доктор медицины Азельского университета), М. Л. Фишберг (почетный мировой судья). Евреи доминировали в аптекарской торговле города. Так, на 1913 — начало 1914 года аптеками Армавира владели В. И. Шумскер, A. А. Кепировский, Д. И Швейцар, Ф. Р. Лившиц, А. И. Атлер, С. П. Королькевич, братья Буковские и другие. Владельцами разнохарактерных техническо-агентурных контор иногородних (порой иностранных) фирм были в Армавире И. Я. Гренштейн, М. Я. Ойништейн, Т. Г. Фейль, B. М. Гутмахер, И. Р. Шафирович. В составе банковской и юридической интеллигенции города известностью пользовались М. Э. Эдельштейн, Л. М. Гольденберг, М. Ю. Рицк, Ю. М. Родпк и другие. Тематика, связанная с армавирской еврейской общиной и ее наиболее примечательными представителями регулярно освещалась местной прессой, что подчеркивает ее значимость в повседневной городской жизни. В сельскохозяйственной округе Армавира евреи были редки и занимались они там, в основном, так называемыми свободными профессиями (портные, парикмахеры, бродячие музыканты и т. п.).
|
|||
|