Сайт переехал на новый адрес. Перейти на эту же страницу на новом сайте( возможно информация там актуальней!)?

 

Культура и памятники каменного века на Кавказе

 

Оригинал на сайте adygi.ru

 

Ранний древнекаменный век. Об отдаленной эпохе, которую отделяют от нас сотни тысяч лет, можно судить только по археологическим данным. Разработанная в современной отечественной археологии периодизация намечает три больших периода эпохи палеолита, т. е. древнекаменного века.

До недавнего времени древнейшими местонахождениями эпохи палеолита на Северном Кавказе считались Игнатенков Кут на р. Псекупе у станицы Саратовской и р. Псыкош (Фортепьянка) в Майкопе. Но в последнем десятилетии на р. Уруп близ станицы Преградной была открыта и исследована более древняя пещерная стоянка Треугольная. Она углубила время появления человека на северных склонах Кавказа до полумиллиона лет.

Массовое заселение территории Северо-Западного Кавказа происходит в промежуток времени 150—80 тысяч лет тому назад. К тому времени относятся памятники конца раннего каменного века Абадзехская, Среднехаджохская стоянки и Абинское местонахождение открытого типа. Все три памятника открыты главным специалистом по древнекаменному веку Северного Кавказа адыгским археологом П. У. Аутлевым.

По его определению «Ашельцы Кубанского Кавказа (т. е. Западной Черкесии), как и в других заселенных в то время регионах, жили в условиях раннего первобытнообщинного строя, основным экономическим законом которого, как и на развитом и позднем этапах первобытнообщинной социально-экономической формации, было присвоение жизненно необходимых средств для существования первобытных человеческих коллективов при помощи каменных орудий на основе коллективного труда».

Основной формой коллективного труда была кооперация на охоте. Она опиралась на общую собственность условий и орудий производства, т. е. на простое сотрудничество. Для нашего региона П. У. Аутлев предлагает вариант коллективной «охоты скрадом». Это значит, что наши палеолитические земляки-охотники не размахивали палками, не шумным улюлюканьем загонной охоты гнали стадо бизонов, лошадей или козлов к обрыву, с которого они должны были сорваться и превратиться в мясо для насыщения людям. Напротив, они, распределившись на определенной территории леса или горных алышков, незаметным тихим ожиданием, выслеживанием и постепенным окружением подвигали и сосредотачивали стадо или отдельных зверей к тупиковому месту. Но и этот вариант охоты П. У. Аутлев не считал основным. По его мнению, охота скрадом имела объектом, в основном, одиночного крупного зверя, например, трогонтериевого слона, подкарауленного, выслеженного или пойманного на тропе, на водопое, на выпасах, лежбищах и т. д.

Обработка дичи - ошкуривание, разделка туши, отделение костей, дробление последних - а также обработка шкур и кож производилась кремневыми, песчаниковыми и сланцевыми орудиями. Из кремневых желваков и галек изготавливали рубила, скребла, остроконечники. Ножами служили пластины и отщепы с острой стороной. Вначале здесь была распространена ударная техника производства орудий. В позднее время распространилась с юга техника расщепления. Это повысило эффективность старательной деятельности. По наблюдению П. У. Аутлева, производительность труда позднекаменных мастеров камня по сравнению с предыдущим уровнем возросла в четыре с половиной раза. Если ранее из килограмма сырья получали 10 см. рабочего края, то в поздний период результат достиг 45см.

В эпоху раннего камня пищу, материал для одежды (шкуры) и жилья мужчины добывали на охоте. Женщины занимались собиранием съедобных кореньев, личинок насекомых в дуплах деревьев, дикорастущих злаков, ракушек и т. д., а также изготовлением одежды, благоустройством пещеры или жилища типа полуземлянки и шалаша.

Необходимо отметить, что на территории Адыгеи и всего Северного Кавказа пока не обнаружено ни одной пещерной стоянки раннекаменного времени, но зато одна Среднехаджохская стоянка открытого типа и десятки местонахождений, сигнализирующие именно об этом типе поселения. «Треугольная» пещера в Карачаево-Черкесии расположена на высоте 1510 м. над уровнем моря в то время, как западно-черкесские стоянки не поднимаются выше 500 м. Она является самым ранним и единственным памятником такого типа.

Очевидно, в то время полости в береговых толщах были слишком низки для заселения человеком, а высокогорные пещеры во время оледенения были слишком холодными.

Северо-западнокавказский человек той эпохи, которого антропологи относят к типу питекантропов, пользовался огнем, но добывать его искусственным путем еще не умел.

Социальная организация наших земляков — питекантропов представляется уже не стадом, а кровнородственной общиной. В этой общине стадные порядки уступили место первичной форме группового брака. П. У. Аутлев предполагает форму отношений между соседними двумя общинами - Абадзехской и Среднехаджохской стоянками — в виде кроскузенного брака. Это значит, что парни из одного поселения любили своих двоюродных сестер из другой стоянки.

Духовная культура, по предположению ученых, ограничивалась зачаточной религией в виде фетишизма, выражающегося в культе зверя. Но можно предположить и фольклор, например, миф о Прометее, возникший в процессе освоения огня.

Если древние кавказцы обладали членораздельной речью с подлежащими и сказуемыми, о чем существует гипотеза, то такое возможно. Но устная их речь, по мнению языковедов, из-за более высокого положения глотки по сравнению с «homosapiens» (человек мыслящий) была медленной и неуклюжей.

Средний период древнекаменного века (90—35 тыс. лет тому назад). Этот период считается эпохой неандердальского человека; он протекал в Западной Черкесии в условиях резких климатических перепадов, которые были вызваны оледенением после межледниковья. Результаты ботанических и зоологических исследований показывают снижение летних температур по сравнению с современными на 5, а зимних - на 9 градусов. Эти резкие колебания заставили искать или строить более надежное жилище и кроить теплую одежду. Суровый климат в ту эпоху осушения, остепнения и похолодания подвинул человека к революционному шагу — искусственному добыванию огня способом трения.

Это дало возможность кавказцу подняться выше в горы вслед за дичью и заселить среднегорные и даже высокогорные пещеры.

В связи с открытием искусственного получения огня, которое в мифологии расценивается как похищение его у природы — Прометей похищает огонь у Зевса - П. У. Аутлев предполагал возникновение одного из самых ранних сказаний нартского эпоса народов Кавказа. Так, в цикле о Патэрэзе адыгского эпоса «Нартхэр» предводитель нартов Насрен бородатый отправился к злому Пако — богоборцу-великану, объявившему себя богом и развеявшему все костры и очаги в селениях, чтобы вернуть огонь людям. Но Пако приковал Насрена к скале на Ошхомахо (Эльбрусе) в наказание людей, не поклоняющихся ему. Только могучий славный нарт Патэрэз один не побоялся злого Пако. Он отправился к Ошхомахо, одолел гигантского ястреба, людоеда, Псахеха - горного ангела, загнал Пако в глубокое ущелье, освободил Насрена и вернул огонь людям.

В другом цикле главный герой эпоса Саусрыко также возвращает огонь людям из гор. Его отняли у людей горные великаны «иныжъы», а Саусрыко вначале пытается похитить огонь у божеского хранителя - «иныжъа». Возможно, таким образом в эпосе отразилась огненная революция. Когда с гор спустился ледник и наступило похолодание, были погашены костры, разведенные от природного огня и закрыты леса, загоравшиеся от молнии, тщетные и долгие попытки людей надежно обеспечить себя огнем не приносили успеха. Вот эти попытки, в конце концов окончившиеся открытием способа искусственного зажигания, отражены в образах древнегреческого Прометея, адыгского Насрен-жаче, грузинского Амирани, абхазского Абрскила. В образах Саусрыко и Патэрэза отражается счастливый результат экспериментов по искусственному добыванию огня. Но поскольку этот акт совершается против веления божьего (природы), в мифологии он представлен похищением.

На территории Западной Черкесии археологами выявлены десятки памятников среднего периода, но все они концентрируются вокруг трех центров: восточный - в пещерах р. Губса Мостовского района; центральный - вокруг Ильской стоянки открытого типа; западный - в Причерноморской Шапсугии вокруг и в долине р. Хосты. Лучше исследованными считаются стоянки в Баракаевской и Монашеской пещерах на Гупсе, Ильская стоянка в одноименном поселке Северского района Краснодарского края, стоянки на р. Хосте во главе с Воронцовской пещерой. Классически кавказской считается Губсская культура. Хостинская культура Причерноморья связана с югом, т. е. с Закавказьем и Передней Азией, и отличается зубчато заостренными кремневыми орудиями. Ильская сравнивается с культурой Западной Европы.

Как видно, для Кавказского палеолита среднего периода характерны пещерные стоянки.

Социальная организация продолжается в виде кровно-родственной общины, живущей по закону группового брака.

Облик западнокавказских неандертальцев восстанавливается антропологами по окаменевшей нижней челюсти с десятью зубами двух-трехлетнего ребенка из Баракаевской пещеры. Он отличается от современного человека отсутствием подбородочного выступа, массивностью самой челюсти, скошенным лбом, рельефными скулами и надбровными дугами.

Но человек хостинской культуры отличается от кубанского неандертальца более высокой развитостью и близостью к человеку мыслящему позднего периода.

Хозяйственная деятельность западночеркесского неандертальца активизировалась в сторону охоты, потому что теперь необходимо было теплее одеваться, покрывать жилища типа шалашей и утеплять стены пещер шкурами зверей. В низкогорье и среднегорье Закубанья охотились на зубра, дикую лошадь, кабана, волка, лисицу, тигра, льва, альпийскую галку. Ильские жители питались еще мясом мамонта, а причерноморские — охотились, в основном, на пещерного медведя.

Неандертальцы были вооружены метательным оружием с каменными наконечниками, деревянными рогатинами и кольями. Женщины собирали «чинарики» (буковые орехи), желуди, лебеду и другие виды растений. На базе охоты развивалась обработка кожи, кости, а также дерева. В связи с этим совершенствовались орудия производства на базе кремневой обработки. Они стали меньших размеров и тщательнее обработанными. По подсчету П. У. Аутлева, неандертальцы Губского ущелья с одного килограмма сырья получали более 200 см. рабочего края т. е. производительность по сравнению с предыдущим периодом возросла более чем в 4 раза. Но темпы роста производительности труда оставались такими же, как в раннюю эпоху. По этому признаку можно судить и о темпах роста кубанско-черноморских неандертальцев в мыслительной сфере жизни.

Верхний (поздний) древнекаменный век. Последний период древнекаменного века французские археологи делят еще на три подпериода — ранний, когда появляются первые памятники графического искусства; средний, в который можно поместить развитие скульптурно-графического искусства; поздний, охватывающий предпоследний десяток тысячелетий до новой эры, когда ярко расцвело искусство живописцев.

В период позднего палеолита человеческое общество совершило резкий, пока необъяснимый скачок в своем развитии. Результат таков, что неандерталец превращается в нового человека. Антропологи назвали его «homosapiens» — человеком мыслящим в переводе с латинского. Внешне он имел вид вполне современного человека без скошенного лба, увеличенных скул и надбровий, нормальную нижнюю челюсть, ясно обозначенный подбородочный выступ.

Люди той эпохи, жившие на территории Западной Черкесии, усовершенствовали обработку камня, освоили пластинчатую технику отжимной ретуши (равномерно выщербленное лезвие) и скалывания и подняли производительность труда в 12 раз по сравнению со средним периодом, в 50 раз по сравнению с ранним. Среди набора орудий труда и оружия заметный процент показывают костяные изделия.

Ассортимент инструментов, приспособлений и орудий пополнился лощилами, шильями, наконечниками дротиков и копий, отжимниками, наковаленками, инструментами для зачистки и шлифовки, зернотерками, резцами, гарпунами. Древние «слесари» владели даже такой сложной операцией, как сверление кости. Наблюдается стремление к уменьшению размеров орудий и приближения их к миниатюрным резцам геометрических форм.

По целому ряду признаков исследователи находят в позднекаменных культурах Северного Кавказа тяготение к Передней Азии. Это позволяет рассматривать Западную Черкесию, Абхазию, всю Колхиду и Малоазийскую часть передней Азии в то время как единую культурную зону.

Западный фланг Северного Кавказа, судя по густоте памятников, заселялся гораздо интенсивнее центрального и восточного из-за более благоприятных природно-климатических условий. Но обживались, в основном предгорья и низкогорья, а освоению среднегорья препятствовало значительное оледенение Большого Кавказа.

Свыше трех десятков памятников Западной Черкесии позднекаменного периода в большинстве своем относятся к концу древнекаменного века. Эта эпоха характеризуется ярким расцветом изобразительного искусства. Но таких цветных росписей, как в пещерах Испании, Франции и Каповой пещеры на Урале у нас нет. Наши земляки отличались своеобразием эстетического восприятия природы. Правда, в навесе № 3 Губского ущелья обнаружены два отпечатка « пятерни », оставленные красной краской на стене грота. Но в основном, изобразительная деятельность была направлена на выявление зооморфных скульптурных произведений природы с небольшой доработкой, а чаще символическим обозначением. Яркими примерами такого искусства служат два «музея-святилища» под открытым небом: Чернореченское урочище в междуречьи pp. Уруштена и Малой Лабы на территории восточного лесничества Северокавказского биосферного заповедника, расположенного в начале Шахгиреевского ущелья, и Среднехаджохское урочище между двумя истоками ручья Отметочного над станицей Севастопольской Майкопского района. На Уруштене рассмотрено около шести десятков крупных камней напоминающих фигуры медведя, тура, дикого кабана, зубра, лошади, черепахи, сома, бегемота, рога оленя, т. е. животный мир, отмеченный по археологическим материалам Губского куста пещер, гротов, навесов, но с включением представителей южной экзотической фауны.

Поразительно, но факт, что на «спине» самого крупного камня-бизона или медведя исполнена композиция из высверленных лунок и желобков-перьев в виде круга с 12 радиальными лучами. Возможно, это первое изображение двенадцатимесячного солнечного календаря. Среди среднехаджохских природных изваяний фигурируют насекомые и человекоподобные скульптуры. В частности, на вершине одного из холмов был установлен торс (туловище без головы и ног) «Венеры», слегка подправленный древним ваятелем с помощью кремневого резца.

Очень важен факт находки в пещере Сатанай на Гупсе захоронения девушки, костяк которой был посыпан красной охрой. В этой же пещере найдена подвеска из зуба дикой лошади, скульптурно обработанная в виде копыта и насквозь просверленная, видимо для ношения амулета на шее. Здесь же найдена целая серия наконечников дротиков из лошадиных ребер и полированная пластинка, окрашенная красной охрой.

Все эти предметы настолько тщательно обработаны, что заслуживают звания произведений прикладного искусства.

В итоге, даже не имея четкого представления о социальной организации общества Западной Черкесии, по степени и характеру развитости духовной культуры можно судить об уровне его развития. Судя по тому, что имеются свидетельства о скульптурно-графическом и сигналы о живописном искусстве, возможен фольклор (имеется ввиду зарождение образа и мифа о славной героине нартского эпоса Сатанай), религиозные культы — симпатическая магия, фетишизм и тотемизм, культ плодородия матери-богини, загробный культ и даже зачатки астрологии — северокавказец был вполне сложившимся « homosapiens », не уступавший в интеллектуальном смысле западноевропейскому человеку. Более того, на основании археологических и искусствоведческих данных в какой-то степени удается решить главный вопрос философии и экологии. Художники Западной Черкесии поздней эпохи древнекаменного века безгранично верили в эстетические возможности природы. Поэтому они не создавали искусственных произведений, а отыскивали их в природе и лишь иногда в немногих деталях дополняли их, больше обозначали, поклонялись им и охраняли их. В этом сказывается истинно материалистическое воспитание, божественно-возвышенное отношение к своему творцу.

Такое эстетическое восприятие окружающего мира сформировалось, оказывается, еще в финальной стадии древнекаменного века у древнеадыгских общин, а в последующие эпохи вплоть до средневековья, включительно, укреплялось и развивалось.

 

***

см. также раздел "Краеведение"

 

Вы можете просмотреть или заказать карты Кавказа, в том числе и на описываемые районы. Также к Вашим услугам опытные проводники-инструкторы, которые помогут спланировать и грамотно провести поход, сборы, вылазку. Возможен заказ транспорта и оформление пропусков в погранзону, регистрация в МЧС.

Hosted by uCoz