Сайт переехал на новый адрес. Перейти на эту же страницу на новом сайте( возможно информация там актуальней!)?

ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛА

описание перевалов Кавказа библиотека привала как проходится пройти техническое описание перевала и фотографии перевала седловины седло перевал

Аюлю

- расположен: Кавказ - Западный Кавказ - Архыз
- категорийность
- высота 2890
- соединяет: Дукка (р. Архыз) Белая (р. Псыш)

АюлюАвтомобильная дорога (в 3 км от р. Архыз) заканчивается у бывшей фермы, дальше ее продолжает тропа по левому берегу р. Дукка. Отсюда до поворота на пер. Дукка около 10 км и еще 4 км до пер. Аюлю (1 А, 2874 м). По пути много удобных мест для ночлега. На маршруте через пер. Аюлю целесообразно разбить лагерь у Семицветного озера.

Вначале идем через березняки, выросшие за последние 20 лет (осенью по камням обильно краснеет брусника), а дальше - цветущими лугами вдоль реки. Окружающие горы становятся суровее, ущелье замыкают мрачные отвесы скал со шлейфами осыпей и снежников. Долину перегораживает мощный моренный вал, рассеченный белопенным потоком, которым начинается р. Дукка. Не ясно, где подъем на пер. Дукка. Только подойдя ближе к моренному валу (2300 м), замечаешь тропу, зигзагами уходящую вправо-вверх. За выступом скалы угадывается понижение перевала. Но мы идем своим путем.

На моренный вал удобнее взбираться левее потока, лавируя среди нагромождений крупных глыб и зарослей рододендрона. Наверху большое (длина более 200 м) Семицветное озеро (2420 м). Темные стены и обломки скал уходят в синюю глубину озера. При легкой ряби вода передает игру солнечных лучей, расцвечиваясь радужным спектром.

Ориентиром дальнейшего пути к пер. Аюлю служит ручей, стекающий с правого травянистого склона. Вдоль него поднимаемся на второй уступ цирка с двумя небольшими озерами. За ними поворачиваем налево-вверх и оказываемся на третьем уступе у края обширной равнины с моренными накоплениями давно стаявшего ледника. Огибаем ее правее по моренному валу. Затем поднимаемся на четвертый уступ к просторному каменному плато с тремя озерами. Отсюда несложно выйти на пер. Темир-Кулак левее пер. Аюлю. Правее находится доступная для восхождения вершина.

Это верхняя ступень "лестницы", выработанной древними ледниками. Рядом широкая плоская седловина пер. Аюлю (3 ч от оз. Семицветного). Оттуда открывается великолепный вид на восток: под ногами - засыпанный обломками цирк с озером, дальше - лесистые ущелья рек Белой и Псыша, над ними - стена Софийского хребта, правее - скальные перья вершины г. Пшиш.

По осыпи и снежнику сходим к озеру. Обойдя его справа, попадаем на травянистые увалы левого склона, по которому круто спускаемся на дно цирка. Впереди виден холм, разделяющий параллельные долинки. Левее холма намечается тропа. Вскоре она приводит к ручью и тянется его левым берегом. На границе леса (2250 м) тропа исчезает. Дальше трудный участок пути. Приходится ломиться через заросли и высокотравье вдоль склона до тех пор, пока не покажется внизу долина р. Белой. Здесь сворачиваем круто вниз к заболоченному лугу с большими камнями и продолжаем идти через березовое криволесье той же, левой, стороной ущелья. Надо не пропустить заросшей тропы вверх к пихтовому лесу. Иначе легко угодить в опасный каньон р. Белой.

В пихтарнике тропа вьется вдоль крутого склона. Местами она завалена буреломом, камнями, заросла травой. Внизу открывается долинка с ручьем. Спускаемся туда через буковое криволесье и выходим на тропу, с которой отлично видно верховье Псыша. Тропа пересекает ручей и пихтовым лесом круто сбегает к тому месту, где р. Белая вырывается из каньона (1650 м). По кладке переходим на правый берег и через 0,5 км оказываемся на Псышской тропе.

фото Роньжин А.А.

------------------------------------

Перевал Аюлю (1А, 2890, ос-сн) расположен в хребте Габулу и соединяет долины рек Большая Дукка и Белая (приток Псыша).
От озера Семицветного в долине Большой Дукки подъем осуществляется по ступеням огромной "лестницы", сработанной древними ледниками. Труднопроходимые завалы из каменных глыб надо обойти. С левого по ходу травянистого склона сбегает ручей. Вдоль него несложно подняться на следующую ступень "лестницы". Там обнаруживаем два небольших озерка. За вторым из них, завернув влево, можно взобраться на третью ступень к краю бугристой террасы, ширина которой не менее 1 км. К подножию следующей высокой ступени удобнее идти верхом размытого моренного вала, мимо гигантских обломков скал. И вот обширное плато (2850м), где среди осыпей, снежников и сглаженных скал - цепочка больших и малых озер. На востоке над плато едва возвышается широкая седловина перевала Айюлю. От Семицветного озера до него около 3 часов хода. С перевала открывается великолепная панорама: у ног - заснеженный цирк с большим овальным озером, дальше - подернутые дымкой, лесистые отроги глубоких ущелий, а над ними - вершины Главного Кавказского и Софийского хребтов. В центре композиции устремленная ввысь пирамида с пилообразной вершиной - гора Пшиш. К Овальному озеру (2 700 м) спускаться приходится по россыпи камней и снегу. Обойдя озеро, надо пойти влево на травянистый склон, затем сойти на дно просторной котловины. Впереди на водоразделе двух ущелий выделяется травянистый холм. Нужно попасть в левую долину, на тропу вдоль ручья. На границе леса тропа прерывается. Оставив ручей, следует продвигаться дальше вдоль склона через криволесье и высокотравье, пока внизу не откроется долина реки Белой. Теперь - прямо вниз к заболоченному лугу, отмеченному несколькими крупными камнями. За лугом в криволесье нужно найти начало тропы, ведущей вверх к пихтам. Дальше эта тропа ведет вдоль крутого склона, потом вниз в открытую долину с ручьем и хорошей тропой. На Псышскую долину открывается вид словно из кабины самолета. Отчетливо видны леса, поляны вдоль реки, ледник Буша и ближние горы Токмак и Псыш. Продолжая путь, за ручьем попадаем в сумрачный пихтовый лес. Тропа верхом обходит скальную теснину реки Белой, спускается к ней и дальше ведет по правому берегу (до реки Псыш остается 0,5 км). Стоит остановиться для экскурсии (1-1,5 часа) в каньон, куда через хвойный лес по замшелым скалам ведет тропка. Навстречу из теснины по наклонному желобу с шумом вырывается белый пенистый поток. Поднявшись повыше, можно видеть каскад мощных водопадов. Ближе к Псышу есть уютные лесные поляны.

Использованы материалы с сайта www.ktmz.boom.ru