Сайт переехал на новый адрес. Перейти на эту же страницу на новом сайте( возможно информация там актуальней!)?

 

Глава 3. Крылатые девы

© Александр Дмитриев

перейти к содержанию книги

перейти к содержанию раздела "Краеведение"

«…Но жена не слышала.

Тогда он пришел в ярость и стал кричать:

- Открой дверь, дьяволова дочка!

Ты сожрала моих детей!».

Сказки абхазов.

 

Существует несколько традиций в изучении мифов и преданий. Одни представители ученого мира полагали, что сначала возникли мифы, и уже потом люди, сами «создавшие» и придумавшие богов, стали им поклоняться и приносить жертвы. Так возникли обряды. Другие ученые полагали, что все происходило наоборот. Миф – это объяснение и толкование существующего обряда. Сначала обряд, а миф – потом.

Наконец, существуют и сторонники третьего направления. Они считают, что миф существует независимо от обряда…

Мы не будем спорить, что было раньше, курица или яйцо. Гораздо интереснее, наверное, просто восстановить целый обряд, собрать из мозаики полную картину того, что делали и думали наши древние предки.

Итак, нашему герою помогает птица, чаще всего орел. Человек, летящий на птице – сюжет очень известный. Например, у чукотских народов, мифы которых ученые считают наиболее «обособленными», древними, герои при переходе из мира в мир прилетают на громовой птице, орле. Еще в верхнем палеолите, десятки и сотни тысяч лет назад, наскальные изображения противопоставляют птиц и змей, их извечную борьбу. У индийцев борьба Гаруды и Нагов, птиц и змей – основа целого большого эпоса. Гаруда помогает человеку, неся его на своей спине. Итак, противопоставление птица - змея известно давно и прочно в различных мифологиях . (Афанасьев А.Н. указывал на эту связь. В его работах указывается, что птица связана с молнией, с тем, что она приносит небесный огонь на землю. Мы увидим дальше, что возможны и другие толкования.)

Потянем за это звено… Кто еще связан с птицами и змеями в мифологии?

Наиболее часто в мифах в виде птиц или змей представлены женщины.

Малая Азия (Хаджиллар), Сирия (Тель-Рамад) сохранили рисунки 5-6 тысячелетней давности с изображениями змей. На Кипре и Крите женщины-жрицы и змеи были неразрывно связаны. В виде кобры или коброголовой женщины изображали Рененутет, богиню зерна древние египтяне. Библия связывает змею и женщину прочной связью в рассказе о грехопадении. Это позднее «змею» стали толковать как «дьявола» или «змия». Если мы откроем первые главы книги Бытия, то увидим, что речь идет о самой обычной змее, ползающей по земле.

Кстати, сам великий Моисей в момент отступничества к прежней вере повелел сделать змия из меди… за что потом израильтяне были сурово наказаны Богом. Даже сохранилось, как звали этого медного змия – Нехуштаном (4-я Книга Царств, гл. 18.).

Греческая Афина держит в руке змею. Имя богини Коатликуэ у ацтеков переводится как «одетая в змеиную кожу».

С другой стороны, бесчислены примеры женщин-птиц. Птицы с женскими головами и грудью хорошо известны в славянской культуре. Это Сирин и Алконост. У греков даже название этих существ очень похоже – «сирены». Женщины-птицы, заманивающие сладким пением путников, и затем разрывающие и пожирающие их плоть, вот что такое крылатые женщины по греческим представлениям.

У индейцев северо-запада Америки естьповерье про женщину, которая свистом заманивает детей в лес, уносит их на спине в корзине, убивает и пьет их кровь…

По всей Европе и в России, ведьмы пьют кровь и умеют летать – кто на помеле, кто в ступе, а кто и просто так, намазавшись волшебной мазью. В «Золотом Осле», который создал римлянин Апулей женщина-ведьма оборачивается совой и летает.

Не отстает и индийец Сомадева со своими историями, записанными тысячу лет назад.

«…ночью (я) укрылся под деревом тала и увидел, как прилетела туда страшная ракшаси со своими детьми. Они просили есть, а она им на это сказала: «Погодите, утром дам я вам отведать мяса брахмана» … (Сомадева. Океан сказаний. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, Москва, 1982, стр. 24. )

В главе «О глупых сыновьях асуры Мая и об оставленном им наследстве» также фигурирует молодой человек, старуха, указывающая ему путь к красавице, полет к этой красавице в отдаленном месте в высоком дворце (Сомадева. Океан сказаний. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, Москва, стр. 16.). Женщина, единая в двух лицах, старая и молодая, полет на ней молодого человека, поедание человеческой плоти, отдаленное место. Мы потянули за обрывок цепи, и, кажется, начинаем вытягивать целый длинный кусок…

Наиболее полно сохранился миф о египетской царице Исиде (Изиде). Женщина, оборачивающаяся соколом, изображалась с крыльями. Кстати, крылья и змея (и солнечный диск) – вот элементы, означавшие верховную власть в древнем Египте. Исида не только летает, в мифе о ней появляется и змея. Давайте послушаем, что рассказывают древние египтяне…

Два брата, Осирис и Сет, были врагами. Сет сумел убить Осириса, разрубить его тело на куски и разбросать их по полям. Жена Осириса Исида сумела, обернувшись птицей, не только разыскать и собрать по кускам тело мужа, но и зачать от мертвого Осириса ребенка…

На будущее отметим, что ведь мы видели это звено цепи в русских сказках, сбор по кускам и оживление мертвого богатыря, не правда ли, знакомый сюжет? Про живую и мертвую воду, которую приносит ворон. Птица-ворон, оживляющий разрубленное тело? «Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоленую бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез. В то самое время у зятьев Ивана-царевича серебро почернело». Это из русской сказки «Марья-Моревна». И она точно как Исида собирает по кускам мужа и оживляет его…

Но Сет не прекратил строить козни. Спасаясь от него, Исида убегает в отдаленное место, берет с собой младенца (можно представить, как она улетает, неся на спине сына Гора), прячется и воспитывает его. Но однажды ядовитая змея ужалила младенца… И он умер… вернее как бы умер – сердце не билось, дыхания не было. Но его потом воскресили… Помните, как у Сомадевы в древней Индии, появлялись именно эти три звена цепи: женщина, атакующий змей и смерть/нерождение младенца?

Дальше еще интереснее. Исида приняла образ древней старухи, переправилась на далекий заповедный остров и превратилась в прекрасную девушку. Там она встречается с Сетом и убеждает его вернуть жизнь сыну Гору.

Кстати, у ученых вызывает сильное смущение, что в некоторых мифах Исида не враждует с Сетом, а наоборот, помогает ему. «Этот древнейший вариант мифа был затем искусственно включен в свободное изложение мифа о споре Гора с Сетом, хотя он совершенно не вяжется с общей тенденцией повествования», - пишет один из исследователей… Ха, «искусственно»! Позволим себе не согласиться.

Мы увидим, что случайного в мифах нет, и «дружба» Исиды и Сета очень даже «вяжется» с общей тенденцией повествования. Но не будем спешить…

Хорошая сохранность древнего мифа позволяет выделить новые звенья золотой цепи. Мы уже встречали у Сомадевы спящую женщину, укус змеи… теперь же появляются в эпизоде с крылатой женщиной змея, смертный сон, младенец, отдаленный остров. И очень важная деталь: сама крылатая женщина принимает двойственный образ – это и древняя старуха и одновременно прекрасная молодая девушка… И, конечно, пожирание человеческого мяса… Попробуем принять это за рабочую версию, и проверить все звенья…

 

Отступление 3

 

Пожирающие плоть

«Кто ты, ведьма, жадная к трупам?»

Старшая Эдда.

Шел однажды герой эпоса нартов по лесу, и встретил старуху такую большую, что между зубами ее ласточка свила гнездо.

- Пусть будет добрым твой день, мать моя, - сказал ей Сослан (так звали героя).

- Не назвал бы ты меня своей матерью, я бы кровью твоей сняла ржавчину с моих зубов, - ответила ему женщина … (Сказания о нартах, стр. 91)

Вспомним, какая первая мысль приходит в голову бабе-яге, когда она прилетает в избушку и видит Ивана? Правильно, - съесть! Только когда Иван предлагает сначала накормить его, и есть «мертвой пищи», баба-яга начинает ему помогать.

Странно, что женщина-мать, женщина – олицетворяющая семейный очаг, женщина – символ любви, и вдруг такие ужасы. Как бы другая сторона одной медали. Женщины-птицы, пьющие кровь и пожирающие путников. Страшные ведьмы-ракшасы в индийской мифологии, питающиеся трупами. Старухи с ржавыми зубами, чистящими их человеческой кровью…

Наиболее древними пожирателями плоти, наверное, в мифах, являются ракшасы или кравьяды. Слово «кравьяды» русскому человеку даже и переводить не надо, ведь это санскрит, ближайший предок нашего славянского, русского языка. Такие слова, как «жрать», «драть», «мед», «агнец», «свекровь» на санскрите звучат также, как и на русском. Кравьяды – кровоеды, существа, едящие плоть.

Вспомним про вампиров. Недаром родиной вампиров считаются карпатские земли, один из двух, видимо, древнейших островков индоевропейской цивилизации, сохранившей множество осколков древних верований до наших дней. Вторым таким островком является Кавказ. Изолированность горных селений позволяла сохранить то, что утеряли другие. Например, когда я увидел в одной грузинской семье в горах сосуд, абсолютно точно такой же, какие делают из глины индейцы в горной Мексике, я был просто поражен. Нигде я больше не встречал такой оригинальной конструкции.

Видимо, права теория о том, что индейцы пришли в Америку с Кавказа…

Академик Борис Рыбаков упоминает со ссылкой на писания Даниила (12 век), что славяне поклонялись упырям и берегиням… Упырь – страшный покойник, убивающий людей по ночам и пьющий их кровь, поедающий плоть.

Вернемся к кравьядам. Это ночные существа, которые не имеют днем силы, потому что боятся солнечных лучей. Они питаются трупами и пожирают живых людей… Кровь – их пища. Они страшны на вид, отличаются от людей внешностью. Очень схожи с ними на Западной Украине песиголовцы, или люди с собачьими головами.

«… Посмотрели братья и окаменели с перепугу: стоит перед ними песиголовец. Сам огромный, тело человеческое, а голова пса. На лбу глаз, как плошка, светится…

…Микола взял большое полено, пробрался в его комнату и изо всей силы ударил песиголовца по голове. Правда, не убил, но глаз выбил» (Сказки Верховины. Закарпатское областное книжно-газетное издательство, Ужгород, 1963 год ).
В этом эпизоде подчеркивается, что песиголовец – одноглазый. Мы отметим этот важный элемент для дальнейшего исследования. Песиголовцы ходят по ночам и убивают, едят людей. Оставляют за собой мертвые тела…

Сюжет одноглазых пожирателей людей встречаем мы и у греков – это Полифем, циклоп. Как мы уже видели, летающие женщины едят людей. Интересно, что у вампиров, чтобы стать вампиром, надо поесть мяса человека или выпить его кровь. Достаточно, чтобы капля крови вампира попала в организм человека, как тот сам становится вампиром…

 

Конец отступления 3

 

«Родила она прехорошенького мальчика. А ночью старуха, крестная ее мать, усыпила всех, кто жил в царских палатах, прилетела к роженице и спрашивает: - Скажи мне, что ты видела в комнате… Но Мария так ничего не сказала. Старуха забрала ребенка, а матери вложила в руки нож и губы кровью вымазала» .

В этом эпизоде западноукраинской сказки самое ужасно то, что муж сразу верит, что жена съела собственного ребенка… Казалось бы, какой кошмар! Но для древнего предка украинцев, наверное, мысль о том, что женщина может так вот взять запросто и съесть собственного младенца, вымазаться вся кровью – кажется абсолютно нормальной. И это не какие-то маньяки, простые крестьяне.

«Кто ты, ведьма, жадная к трупам?» - спрашивается в древней исландской саге.

А вот, как еще рассказывают про подобное ночное чудовище древние исландцы.

«…Огонь извергали его глазницы. И там, в палатах, завидев стольких героев-сородичей, храбрых воителей, спящих по лавам, возликовал он: думал, до утра душу каждого, жизнь из плоти, успеет вырвать… чудище попусту не тратило времени! – тут же воина из сонных выхватив, разъяло ярое, хрустя костями, плоть и остов и кровь живую выпивало, глотая теплое мясо… » (Сказки Верховины. Закарпатское областное книжно-газетное издательство, Ужгород, 1963 год ).

Кстати заметили? У всех этих чудищ что-то с глазами… Занятно… Надо бы запомнить…

…Отвечал ей на это отец ее, ракшас Агнишикха: «Люди, доченька, для нас пищей служат» … Так говорит о ракшасах Сомадева. Мы еще увидим, почему словам Сомадевы я придаю особое значение… Ведь тысячу лет назад он уже записывал древние легенды…

У Сомадевы в его «Океане Сказаний» сохранился рассказ о мальчике, который пошел ночью на кладбище, там, где ракшасы питаются трупами. Мальчик ударил палкой по черепу, валявшемуся на земле, расколол его – и кусочек мозга отлетел и попал мальчику в рот. Тут же мальчик стал менять свой облик и превратился в безобразного ракшаса, кравьяда, пожирателя человеческой плоти…

Этот эпизод является началом древнейшей легенды, наиболее полно сохранившей все звенья цепи, которые мы хотим обнаружить. Но об этом чуть позднее. Обратимся пока к новому элементу – одному глазу, который есть у пожирателей плоти.

 

перейти к содержанию книги

перейти к содержанию раздела "Краеведение"


Если Вам известны древние легенды, обряды или обычаи и Вы можете рассказать о них: свяжитесь с автором книги (admitriev (ат) ru.ibm.com) или автором сайта

 

Hosted by uCoz